Тема: «Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе раннего возраста»

Место проведения: ГБУ волгоградский ППМС-центр

Адрес: г. Волгоград, ул. 64-й Армии, 111 а

Даты проведения: 23 апреля 2019 года

Время проведения: 11.00-13.00

Участники: специалисты ЦПМПК; родители, воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов.

 

23 апреля 2019 года в ГБУ Волгоградском ППМС-центре  состоялся круглый стол «Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе раннего возраста». Это не первая встреча специалистов с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из целей  проведения подобных мероприятий является формирование единого смыслового, понятийного  пространства для оказания помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья и  их  семьям.

В работе круглого стола приняли участие   Вознесенская Елена Станиславовна, координатор  федерального проекта  «Крепкая семья» партии «Единая Россия»; родители, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе Муртазаева Оксана Владимировна, руководитель регионального объединения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов;  специалисты   территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Волгограда и города Волжского, центральной .психолого-медико-педагогической  комиссии Волгоградской области.

В своём приветственном слове Е.С. Вознесенская сообщила присутствующим о  возможности получения помощи от  партии  Единая Россия в рамках  реализации проекта «Крепкая семья». «Это мощный ресурс, — сказала она, —  к которому может обратиться любая семья, испытывающая трудности,  или организация, оказывающая  сопровождение  семей».

Директор ГБУ Волгоградского ППМС-центра Н.А. Судакова обратила внимание присутствующих на актуальность поднятой темы  и   познакомила присутствующих с проектом Стратегии развития образования обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП) в Российской Федерации на период до 2030 года.  Стратегия ориентирована на обновление системы специального и инклюзивного образования лиц с особыми образовательными потребностями и направлена на развитие ранней коррекционной помощи, создание образовательной вертикали для всех категорий лиц с различными нарушениями в развитии, совершенствование диагностико-консультативной деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, использование современных возможностей информационных технологий, дальнейшего развития и совершенствования инклюзивного образования.

В  регионе  увеличивается  количество детских садов, в которых  для детей с инвалидностью созданы группы компенсирующей направленности, на уровне школьного образования  утверждены специальные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования детей с ОВЗ и обучения детей с умственной отсталостью; разработаны примерные адаптированные программы, предусматривающие вариативность обучения.

Наталья Александровна рассказала и о том, какие условия созданы в ГБУ Волгоградском ППМС-центре  для  оказания  помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья  (в том числе с синдромом Дауна и расстройствами аутистического спектра), а также их семьям.  Высококвалифицированные, регулярно повышающие уровень своей компетентности, специалисты ППМС-центра — логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, тьюторы-  осуществляют  широкий спектр услуг детям  и их семьям,  помогая «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие детей.

В настоящее время в Волгоградской области реализуется Комплекс мер  по активной поддержке родителей детей-инвалидов  (законных представителей)  для сохранения семейной среды развития и воспитания детей  и ГБУ Волгоградский ППМС-центр  принимает  в этом деле самое активное участие наряду с органами исполнительной власти региона и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты населения.

Одним из направлений Комплекса мер является Комплексная программа  психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья,   в том числе детей  с ранним детским аутизмом, расстройствами аутистического  спектра «Академия «Мэри Поппинс». Опытом работы ГБУ Волгоградского ППМС-центра  по реализации указанной программы  поделилась Л.Ю. Косьяненко, заместитель директора ГБУ Волгоградского ППМС-центра.

Целью  Комплексной программы «Академия Мэри Поппинс» является создание условий для сохранения семейной среды развития и воспитания детей-инвалидов, детей с ОВЗ посредством оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ, предупреждения вторичных нарушений развития детей, профилактики внутрисемейных кризисов, улучшения качества взаимодействия родителей с ребенком, повышения родительской компетентности.

Программа направлена на повышение информированности родителей и законных представителей о возможностях получения помощи, повышение доступности помощи через внедрение системы дистанционного консультирования и организацию работы мобильных служб, преодоление социальной исключенности семей, в том числе путем поддержки групп родительской взаимопомощи; создание условий для интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников, разработку и реализацию  алгоритмов выявления и оказания экстренной помощи семьям, имеющим намерение отказаться от родного или приемного ребенка с ОВЗ или инвалидностью.

Комплексная программа состоит из ряда  взаимосвязанных циклов мероприятий:

  • «Мэри Поппинс информирует»,
  • «Мэри Поппинс приглашает кому от 0 …»,
  • «Мэри Поппинс на час»,
  • «Волшебный ридикюль Мэри Поппинс»,
  • «Мэри Поппинс приглашает…»,
  • «Внимание! Не торопись! Остановись! Задумайся! Мэри Поппинс предупреждает».

Важнейшая часть работы круглого стола была отведена ответам  на вопросы родителей  детей с ОВЗ, которые  касались в основном возможности продолжения обучения детей с ОВЗ в детских садах после 8 лет, реализации  права родителей на выбор образовательной организации для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, инклюзивного образования, деятельности территориальных психолого-медико-педагогических  комиссий.

На все вопросы родителей были даны  исчерпывающие ответы со ссылками на действующее законодательство и комментариями специалистов. Следует отметить, что специалисты   психолого-медико-педагогических комиссий, отвечая на вопросы родителей, не могли оставаться равнодушными, безразличными,  они понимали волнение  матерей:  для каждой их них ребёнок – единственный и самый любимый, беззащитный и  нуждающийся  в защите и помощи в большей степени, чем их нормально  развивающиеся сверстники.

Участники круглого стола  пришли к выводу о необходимости  продолжения  развития  ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ и детям с инвалидностью, дальнейшего  развития  и совершенствования  инклюзивного образования, удовлетворяющего образовательные потребности детей и родителей.  Необходимы  условия  для обеспечения  непрерывности инклюзивного образования на всех этапах образовательной вертикали, имея в виду  качество  образования на каждой ступени, обеспечивающее надёжную базу обучающемуся с  особыми образовательными потребностями для перехода на следующую ступень.  Специалисты учли предложения родителей о том, как сделать информационно-просветительскую кампанию более эффективной.

Комплекс мер Волгоградской области по активной поддержке родителей детей-инвалидов  (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей  предусматривает  проведение мониторинга  потребностей родителей, воспитывающих детей с ОВЗ или инвалидностью, родительского сообщества семей.  Результаты мониторинга   не только позволят  уточнить потребности семей, воспитывающих детей группы риска и с выявленными нарушениями в развитии,  в необходимой  помощи  и сделают  такую помощь  более доступной, но и   могут скорректировать   содержание    работы специалистов ресурсного центра и  опорных школ, осуществляющих помощь.

Поэтому в конце мероприятия   каждому родителю было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся    состоянии здоровья,  поведения ребёнка (детей), своего внутреннего состояния (восприятие заболеваемости (инвалидности) ребёнка, стресс, напряжённость), нуждаемости в помощи специалистов и другие вопросы.  Мониторинг предполагает выявить  предпочтения  родителей в  видах мероприятий и иной помощи, оказываемой им специалистами, времени и частоте занятий, нуждаемости в организации помощи на дому или в дистанционном режиме.

Общение за круглым столом  выявило потребность  родителей в   получении информации у специалистов о  способах помощи детям  в  соответствии с нозологиями, поэтому следующая встреча родителей и специалистов в форме круглого стола состоится в июне текущего года.

Таким образом, встречи специалистов с родителями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, стали традиционными, что свидетельствует  о готовности специалистов учитывать  потребности родителей и детей,  сделать содержание работы по оказанию помощи семьям и детям более эффективным, способствовать изменению  образовательной среды, подходов к построению учебного процесса, социализации ребёнка таким образом, чтобы не ребёнок подстраивался под систему образования, стереотипы общества,   а система, общество  – под ребёнка.

 

             

            

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.