Михайловская средняя школа № 3 признана лучшей инклюзивной школой в стране, а детский сад №279 Красноармейского района Волгограда вошел в число лауреатов федерального смотра – таков результат VI всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Победителей наградила министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева.
Конкурс включал две номинации: «Лучшая инклюзивная школа» и «Лучший инклюзивный детский сад». Заключительные испытания состоялись в Москве – в финале приняли участие 40 образовательных организаций России.
Напомним, в Михайловской средней школе № 3 используют инклюзивную модель непрерывного образования – от дошкольного до профессионального. В рамках проекта «Школа равных возможностей» учреждение реализует как общеобразовательные, так и адаптированные программы.
Большое внимание уделяется дополнительному образованию детей: выстроено взаимодействие со станцией детского и юношеского туризма, краеведческим музеем, дворцом культуры и другими учреждениями. Ведется активная профориентационная работа: у ребят старших классов есть возможность получить первые рабочие навыки и свидетельство о профессиональном обучении по направлениям «Печник», «Облицовщик-плиточник», «Столяр», «Каменщик», «Швея», «Переплетчик», «Рабочий зеленого хозяйства». В михайловской школе установлены пандусы и мобильный гусеничный подъемник, приобретена специальная учебная мебель и оборудование, в том числе для учащихся с нарушениями слуха.
Коллектив детского сада № 279 Красноармейского района Волгограда, ставшего лауреатом конкурса, презентовал инклюзивную модель «Мы разные = мы равные!». Она включает занятия в группах комбинированной и общеразвивающей направленности: вместе с другими сверстниками в этом дошкольном учреждении воспитываются ребята с особыми образовательными потребностями – с ними работают психологи, логопеды, дефектологи.
Совершенствование и поддержка системы инклюзивного обучения – приоритет региональной политики. В Волгоградской области полностью сохранена сеть специализированных школ – это 24 государственные общеобразовательные организации. Работают консультационно-методические службы, созданные в рамках нацпроекта «Образование», в которых получить поддержку по вопросам воспитания и обучения ребенка может каждый житель региона.
С 2019 года реализуется комплекс мер по поддержке родителей детей-инвалидов. В 12 муниципалитетах созданы службы ранней помощи. Главная задача медиков, педагогов, психологов – своевременно выявить и снизить риски развития заболевания у малышей, при этом максимально вовлечь в процесс взрослых.
Напомним, что задачи по созданию условий для развития и повышения доступности инклюзивного образования, помощи в адаптации молодых инвалидов после достижения ими совершеннолетия, развитию необходимой инфраструктуры и дальнейшее совершенствование мер по поддержке материнства и детства поставил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров на встрече с семьями, воспитывающими детей с инвалидностью, которая прошла на базе Волгоградской областной детской больницы.