С чего начинаются звукоподражания❔

Прежде чем начинать речевое подражание, научите малыша подражать вашим действиям, копировать их. Этот процесс называется имитация.

Чтобы начать говорить, необходимо правильно называть звуки, слоги, слова, а чтобы их произносить, нужно верно настроить свой артикуляционный аппарат под услышанные слуховые образы и увиденные артикуляционные уклады. Вот здесь без имитации не обойтись❕

Перед словесной имитацией идут ещё несколько этапов:

▫ 1 этап — движения крупной моторики
На этом этапе малыш учится повторять за вами движения рук, ног, головы… Потопать ножками, повертеть головой. Далее добавляются действия с предметами, например, с мячом (кидай, кати), машину (вези)…

▫ 2 этап — движения мелкой моторики
На этом этапе малыш учится управлять пальчиками, формируется пинцетный захват, ребенок учится показывать пальцами козу, колечко, замок…

▫ 3 этап — движения артикуляционной моторики
Это самый сложный этап, ребенок учится управлять артикуляционным аппаратом, учится речевому дыханию. На этом этапе появляются первые звуки, звукокомплексы, слова

Переходим к речевой имитации или звукоподражанию:

🔸 Начинаем с гласных звуков:
Девочка качает куклу «А-а-а» + имитируем движения качания. Показываем малышу, как нужно широко открыть рот, когда поём.
У мальчика болит зуб, он вздыхает: «О-о-о» + прижимаем ладошку к уху и качаем головой.
Самолёт летит «у-у-у». Показываем, как губы вытянуты трубочкой.
Показываем игрушечную лошадку «И-и-и».
Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбку и т.д.

🔸 Далее отрабатываем слияния гласных звуков.
Девочка заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».
Малыш плачет: «Уа! Уа!».
Ослик кричит: «Иа! Иа!».

🔸 Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют определённый смысл.
Чайник кипит: «П-п-п». Давай попыхтим также.
Накачаем колесо «с-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.
Шумят листья на деревьях: «ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.
Комарик звенит «з-з-з»…

🔸 Далее – звукоподражательные слоги и слова.
Подражание голосам животных собака «гав-гав», коза «ме-ме», корова «му-му»…
Произнесение междометий: мяч упал «ах», ваза разбилась «ох», папа рубит дрова «эх», девочка качает на качелях «ух».
Подражание бытовым шумам: часы тикают «тик-так», вода капает «кап-кап», малыш топает «топ-топ», молоток стучит «тук-тук»…
Подражание транспортным шумам: машина «би-би», пароход гудит «ту-ту», паровоз – чух-чух…

🔸 Подражание музыкальным звукам: колокольчик «динь-динь», барабан «бум-бум», дудочка «ду-ду»…

Не забывайте использовать наглядность, играйте с ребенком эмоционально, интонировано. Избегайте таких слов, как «СКАЖИ, ПОВТОРИ». Стимулируйте речь малыша при помощи вопросов.