Тема: «Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе раннего возраста»
Место проведения: ГБУ волгоградский ППМС-центр
Адрес: г. Волгоград, ул. 64-й Армии, 111 а
Даты проведения: 23 апреля 2019 года
Время проведения: 11.00-13.00
Участники: специалисты ЦПМПК; родители, воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов.
23 апреля 2019 года в ГБУ Волгоградском ППМС-центре состоялся круглый стол «Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе раннего возраста». Это не первая встреча специалистов с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из целей проведения подобных мероприятий является формирование единого смыслового, понятийного пространства для оказания помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.
В работе круглого стола приняли участие Вознесенская Елена Станиславовна, координатор федерального проекта «Крепкая семья» партии «Единая Россия»; родители, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе Муртазаева Оксана Владимировна, руководитель регионального объединения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов; специалисты территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Волгограда и города Волжского, центральной .психолого-медико-педагогической комиссии Волгоградской области.
В своём приветственном слове Е.С. Вознесенская сообщила присутствующим о возможности получения помощи от партии Единая Россия в рамках реализации проекта «Крепкая семья». «Это мощный ресурс, — сказала она, — к которому может обратиться любая семья, испытывающая трудности, или организация, оказывающая сопровождение семей».
Директор ГБУ Волгоградского ППМС-центра Н.А. Судакова обратила внимание присутствующих на актуальность поднятой темы и познакомила присутствующих с проектом Стратегии развития образования обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП) в Российской Федерации на период до 2030 года. Стратегия ориентирована на обновление системы специального и инклюзивного образования лиц с особыми образовательными потребностями и направлена на развитие ранней коррекционной помощи, создание образовательной вертикали для всех категорий лиц с различными нарушениями в развитии, совершенствование диагностико-консультативной деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, использование современных возможностей информационных технологий, дальнейшего развития и совершенствования инклюзивного образования.
В регионе увеличивается количество детских садов, в которых для детей с инвалидностью созданы группы компенсирующей направленности, на уровне школьного образования утверждены специальные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования детей с ОВЗ и обучения детей с умственной отсталостью; разработаны примерные адаптированные программы, предусматривающие вариативность обучения.
Наталья Александровна рассказала и о том, какие условия созданы в ГБУ Волгоградском ППМС-центре для оказания помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с синдромом Дауна и расстройствами аутистического спектра), а также их семьям. Высококвалифицированные, регулярно повышающие уровень своей компетентности, специалисты ППМС-центра — логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, тьюторы- осуществляют широкий спектр услуг детям и их семьям, помогая «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие детей.
В настоящее время в Волгоградской области реализуется Комплекс мер по активной поддержке родителей детей-инвалидов (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей и ГБУ Волгоградский ППМС-центр принимает в этом деле самое активное участие наряду с органами исполнительной власти региона и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты населения.
Одним из направлений Комплекса мер является Комплексная программа психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с ранним детским аутизмом, расстройствами аутистического спектра «Академия «Мэри Поппинс». Опытом работы ГБУ Волгоградского ППМС-центра по реализации указанной программы поделилась Л.Ю. Косьяненко, заместитель директора ГБУ Волгоградского ППМС-центра.
Целью Комплексной программы «Академия Мэри Поппинс» является создание условий для сохранения семейной среды развития и воспитания детей-инвалидов, детей с ОВЗ посредством оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ, предупреждения вторичных нарушений развития детей, профилактики внутрисемейных кризисов, улучшения качества взаимодействия родителей с ребенком, повышения родительской компетентности.
Программа направлена на повышение информированности родителей и законных представителей о возможностях получения помощи, повышение доступности помощи через внедрение системы дистанционного консультирования и организацию работы мобильных служб, преодоление социальной исключенности семей, в том числе путем поддержки групп родительской взаимопомощи; создание условий для интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников, разработку и реализацию алгоритмов выявления и оказания экстренной помощи семьям, имеющим намерение отказаться от родного или приемного ребенка с ОВЗ или инвалидностью.
Комплексная программа состоит из ряда взаимосвязанных циклов мероприятий:
- «Мэри Поппинс информирует»,
- «Мэри Поппинс приглашает кому от 0 …»,
- «Мэри Поппинс на час»,
- «Волшебный ридикюль Мэри Поппинс»,
- «Мэри Поппинс приглашает…»,
- «Внимание! Не торопись! Остановись! Задумайся! Мэри Поппинс предупреждает».
Важнейшая часть работы круглого стола была отведена ответам на вопросы родителей детей с ОВЗ, которые касались в основном возможности продолжения обучения детей с ОВЗ в детских садах после 8 лет, реализации права родителей на выбор образовательной организации для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, инклюзивного образования, деятельности территориальных психолого-медико-педагогических комиссий.
На все вопросы родителей были даны исчерпывающие ответы со ссылками на действующее законодательство и комментариями специалистов. Следует отметить, что специалисты психолого-медико-педагогических комиссий, отвечая на вопросы родителей, не могли оставаться равнодушными, безразличными, они понимали волнение матерей: для каждой их них ребёнок – единственный и самый любимый, беззащитный и нуждающийся в защите и помощи в большей степени, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Участники круглого стола пришли к выводу о необходимости продолжения развития ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ и детям с инвалидностью, дальнейшего развития и совершенствования инклюзивного образования, удовлетворяющего образовательные потребности детей и родителей. Необходимы условия для обеспечения непрерывности инклюзивного образования на всех этапах образовательной вертикали, имея в виду качество образования на каждой ступени, обеспечивающее надёжную базу обучающемуся с особыми образовательными потребностями для перехода на следующую ступень. Специалисты учли предложения родителей о том, как сделать информационно-просветительскую кампанию более эффективной.
Комплекс мер Волгоградской области по активной поддержке родителей детей-инвалидов (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей предусматривает проведение мониторинга потребностей родителей, воспитывающих детей с ОВЗ или инвалидностью, родительского сообщества семей. Результаты мониторинга не только позволят уточнить потребности семей, воспитывающих детей группы риска и с выявленными нарушениями в развитии, в необходимой помощи и сделают такую помощь более доступной, но и могут скорректировать содержание работы специалистов ресурсного центра и опорных школ, осуществляющих помощь.
Поэтому в конце мероприятия каждому родителю было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся состоянии здоровья, поведения ребёнка (детей), своего внутреннего состояния (восприятие заболеваемости (инвалидности) ребёнка, стресс, напряжённость), нуждаемости в помощи специалистов и другие вопросы. Мониторинг предполагает выявить предпочтения родителей в видах мероприятий и иной помощи, оказываемой им специалистами, времени и частоте занятий, нуждаемости в организации помощи на дому или в дистанционном режиме.
Общение за круглым столом выявило потребность родителей в получении информации у специалистов о способах помощи детям в соответствии с нозологиями, поэтому следующая встреча родителей и специалистов в форме круглого стола состоится в июне текущего года.
Таким образом, встречи специалистов с родителями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, стали традиционными, что свидетельствует о готовности специалистов учитывать потребности родителей и детей, сделать содержание работы по оказанию помощи семьям и детям более эффективным, способствовать изменению образовательной среды, подходов к построению учебного процесса, социализации ребёнка таким образом, чтобы не ребёнок подстраивался под систему образования, стереотипы общества, а система, общество – под ребёнка.