Какие документы нужны для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии?

Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предоставляют на ПМПК следующие документы:

  1. Свидетельство о рождении/паспорт ребенка (копия)
  2. Паспорт родителя/законного представителя (копия)
  3. Направление образовательной (или иной) организации, в которой обучается (воспитывается) ребёнок.*
  4. Заключение психолого-педагогического консилиума.**
  5. Ранее выданные заключения и рекомендации ПМПК или ЦПМПК (при повторном обследовании).*
  6. Подробная выписка из истории развития ребенка.
  7.  Заключения врачей: психиатр (государственный), невролог, офтальмолог, отоларинголог; других профильных специалистов (ортопед, хирург, сурдолог, эндокринолог и др. — при наличии заболеваний) заверенные в установленном порядке.
  8. Справка учреждения медико-социальной экспертизы об инвалидности для лиц, признанных в установленном порядке инвалидами.*
  9. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА) – копия*
  10. Характеристики, выданные образовательной организацией (для воспитанников или обучающихся образовательных организаций): педагогическая, логопедическая, психологическая, дефектологическая**
  11. Личное дело ребенка из образовательного учреждения (копия).**
  12. Аттестат о среднем образовании/аттестат об общем образовании для лиц, претендующих на получение профессионального образования (копия)
  13. Свидетельство об окончании образовательной организации для лиц, претендующих на получение профессионального обучения (копия).
  14. Ведомость текущих оценок обучающегося по четвертям/триместрам**
  15. Письменные работы (для школьников), результаты самостоятельной продуктивной деятельности (для дошкольников).**
  16. Заключение врачебной комиссии амбулаторно-поликлинического учреждения о необходимости обучения на дому в текущем учебном году.*
  17. Лист контроля динамики организованной деятельности ребенка в течение диагностического периода.**
  18. Справка врачебной комиссии (ВК) для лиц, претендующих на прохождение ГИА с созданием специальных условий.
  19. Копия медицинского заключения с рекомендациями об обучении на дому
  20. Копия приказа о переводе на обучение на дому
    _______________________________________________________________
    Документы, помеченные:
    * предоставляются при их наличии.
    ** предоставляются на детей, находившихся в образовательной организации

Обследование детей и подростков на ЦПМПК осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) или при их письменном согласии (доверенности) о предоставлении иным лицам полномочий на обследование их детей и подростков, а также по инициативе органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательными учреждениями, уполномоченными органами здравоохранения, социальной защиты населения, с согласия родителей.

В каком случае ПМПК присваивает детям статус ОВЗ?

Цель ПМПК — своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) и подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.

Может ли ПМПК рекомендовать обучение на дому?

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) к компетенции ПМПК относится определение специальных условий для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Согласно действующему законодательству ПМПК не вправе рекомендовать обучение на дому. Эта функция закреплена за учреждениями системы здравоохранения.

Что включают в себя специальные условия обучения?

Согласно ст.79 п.3 Федерального закона № 273 от 29 декабря 2012 г.  под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В каких случаях консилиум направляет ребёнка на ПМПК?

Психолого-медико-педагогический консилиум направляет на ПМПК если ребёнок:

  1. имеет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) нарушения поведения (ст. 79 п.5 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»), препятствующие получению образования без создания специальных условий;
  2. испытывает трудности в освоении программы при переходе на следующую ступень обучения (ст. 58, п. 9 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»);
  3. находится на индивидуальном обучении (имеет постановление врачебной комиссии с указанием срока действия).

Мой сын по окончании 1 класса получил рекомендации ПМПК об обучении в начальной школе 7 типа. Мест в школе не было, для обучения на дому я не захотел уходить с работы, поэтому с 2 класса сын обучается в частных школах по общеобразовательной программе. Сейчас он в 9 классе. До прошлого года успевал по всем предметам, кроме переводного экзамена по математике, который пересдавал летом. После этого директор школы предупредила, что мы в группе риска по сдаче ОГЭ, ссылаясь в том числе на рекомендации школьного психолога, и дважды советовала направить на ПМПК для сдачи экзамена в форме ГВЭ.
В сентябре, когда подписывался договор об образовательных услугах, я рассчитывал на то, что мой сын будет подготовлен к сдаче ОГЭ. Конечно, содержание предметов усложняется, но почему я дома могу объяснить, а учитель в школе нет? Неужели все дело в невнимательности и отсутствии активности на уроках? Мой сын способен учиться, у него прекрасная память и добросовестное отношение к учебе, и мы не требовали создания специальных условий для обучения, надеясь на то, что учитель в состоянии дать знания всем 7-8 ученикам в классе, а не только самым способным.
Возможен ли для нас такой вариант со сдачей ОГЭ в облегченной форме или просто школа снимает таким образом с себя ответственность за качество обучения? И вообще имеет ли право ли школа направлять учеников на ПМПК в связи с возможностью получения неудовлетворительной оценки на экзамене?
Спасибо за внимание к моему вопросу.

 Уважаемый Владимир!

В соответствии с Приказом Минпросвещения России, Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. №189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» ч. II. Формы проведения ГИА и участники ГИА

ГИА проводится:

а) в форме основного государственного экзамена (далее — ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой̆ комплексы заданий стандартизированной̆ формы (далее — КИМ), — для обучающихся образовательных организаций, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, лиц, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения (далее — загранучреждения), а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА;

б) в форме государственного выпускного экзамена (далее — ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов — для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся — детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования (далее — обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся — дети-инвалиды и инвалиды);

В соответствии с частью 16 статьи 2 ФЗ-273 к лицам с ОВЗ относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. При этом согласно части 1 статьи 79 ФЗ-273 содержание образования и условия организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Таким образом, если Ваш ребенок не обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе, а усваивает основную образовательную программу без создания специальных условий, то и итоговую аттестацию сдает на общих основаниях.

 

 

Отвечаем на вопросы, поступившие от Муртазаевой О. В., председателя Волгоградской областной общественной организации родителей детей-инвалидов по слуху после кохлеарной имплантации «Хочу слышать»

 

  1. Количество предметов по которым должен сдавать ребенок ГИА, т.е. обязательные математика, русский язык это понятно, а вот по выбору 2-х дополнительных предметов не очень понятно есть ли у наших детей какие то льготы?

Согласно приказу Минпросвещения России и Рособрнадзора от           7 ноября 2018 № 189/1513 «Об утверждении порядка проведения государственной  итоговой аттестации по образовательным программам основного общего  образования» (ГИА -9) ГИА проводится в форме ОГЭ и (или) ГВЭ и включает в себя четыре экзамена по следующим учебным предметам: экзамены по  русскому языку и математике (далее – обязательные учебные предметы), а также экзамены по выбору обучающегося, по двум учебным предметам из числа учебных предметов.

Для участников ГИА  с ОВЗ, участников ГИА – детей-инвалидов и инвалидов ГИА по их желанию проводится только по обязательным учебным предметам.

Согласно приказу Минпросвещения России и Рособрнадзора              от 7 ноября 2018 № 190/1512 «Об утверждении порядка проведения государственной  итоговой аттестации по образовательным программам основного общего  образования» (ГИА -11) ГИА проводится по обязательным учебным предметам, а также по предметам из числа учебных предметов, которые участники ГИА сдают на добровольной основе по своему выбору.

  1. Есть ли право на дополнительное время для выполнения работы?

Продолжительность экзамена  для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов увеличивается на 1,5 часа.

 Продолжительность итогового собеседования по русскому языку (ГИА-9) увеличивается на 30 минут

В продолжительность выполнения экзаменационной работы по учебным предметам не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия.

  1. Какие документы должны предоставить родители?

Перечень документов, необходимых для предоставления на ПМПК

  • Свидетельство о рождении/паспорт ребенка (копия)
  • Паспорт родителя/законного представителя (копия)
  • Направление образовательной (или иной) организации, в которой обучается ребёнок.*
  • Ранее выданные заключения и рекомендации ПМПК или ЦПМПК
  • Подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей: психиатра, невролога, офтальмолога, отоларинголога/сурдолога и других профильных специалистов (ортопед, хирург, сурдолог, эндокринолог и др. — при наличии заболеваний) заверенные в установленном порядке.
  • Справка учреждения медико-социальной экспертизы об инвалидности для лиц, признанных в установленном порядке инвалидами (при наличии).*
  • Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА*) – копия
  • Характеристики: педагогическая, логопедическая, психологическая, дефектологическая**
  • Личное дело ребенка из образовательного учреждения (копия).**
  • Ведомость текущих оценок обучающегося: по четвертям/триместрам**
  • Письменные работы (по математике, русскому языку) **
  • Заключение врачебной комиссии амбулаторно-поликлинического учреждения о необходимости обучения на дому в текущем учебном году (при наличии).*
  • Заключение врачебной комиссии (ВК) для лиц, претендующих на прохождение ГИА с созданием специальных условий.
  1. Питание во время экзаменов, перерывы

Ответ:

Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организуются  питание и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена, Итогового сочинения (изложения), при указании необходимости питания и перерывов при подаче  заявлений на участие в Итоговом сочинении (изложении), участии в  ГИА.

  1. Сдача потоком, или в других школах, других аудиториях?

Ответ:

ГИА проводится в пунктах проведения  экзаменов, организованных на базе школ. Для ГИА-11  в регионе организованы 74 пункта проведения экзаменов (ППЭ).

Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, участников экзаменов — детей-инвалидов и инвалидов основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК, в  которых указана (прописана) необходимость организации экзамена на дому либо  в медицинской организации.

В случаях, когда в заключении медицинской организации и рекомендациях ПМПК не указана необходимость организации экзамена на дому либо  в медицинской организации, участники экзаменов с ограниченными возможностями здоровья (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), участники экзаменов — дети-инвалиды и инвалиды (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) сдают экзамены в ППЭ вместе с другими участниками экзаменов, при этом для участников с ОВЗ, инвалидов, детей –инвалидов  обеспечивается создание следующих условий проведения экзамена:

беспрепятственный доступ участников экзамена в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

проведение ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию;

организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;

Для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников экзаменов — детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) обеспечивается создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:

присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные бланки;

использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;

оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников экзамена);

привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников экзамена);

оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников экзамена);

копирование экзаменационных материалов в увеличенном размере в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников экзамена);

выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.

  1. Использование инсулиновых помп

Ответ:

Возможно использование инсулиновых помп при прохождении ГИА и написании Итогового сочинения (изложения).

  1. Дежурство медицинского персонала.

Ответ:

В день проведения экзамена в ППЭ в обязательном порядке присутствуют медицинские работники.

Кроме того, при необходимости присутствуют ассистенты, а  в случае проведения ГВЭ в устной форме — экзаменаторы-собеседники.

  1. Какие документы должны предоставить родители? Какие заявления должны оформить родители?

Ответ:

Для участия в итоговом сочинении (изложении) и для участия в ГИА  обучающиеся подают заявления в образовательные организации, в которых осваивают образовательные программы среднего общего образования.

Заявления подаются участниками ГИА лично на основании документов, удостоверяющих личность, или их родителями (законными представителями) на основании документов, удостоверяющих личность, или уполномоченными лицами на основании документов, удостоверяющих личность, и доверенности.

Участники ГИА с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявлений предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники ГИА – дети – инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность), а также копию рекомендаций ПМПК в случаях, когда участнику ГИА  необходимо предоставление специальных условий.

 

 

Вы можете задать свой вопрос, заполнив форму ниже