1. Какие документы нужны для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии?

Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предоставляют на ПМПК следующие документы:

  1. Свидетельство о рождении/паспорт ребенка (копия)
  2. Паспорт родителя/законного представителя (копия)
  3. Направление образовательной (или иной) организации, в которой обучается (воспитывается) ребёнок.*
  4. Заключение психолого-медико-педагогического консилиума.**
  5. Ранее выданные заключения и рекомендации ПМПК или ЦПМПК (при повторном обследовании).*
  6. Подробная выписка из истории развития ребенка.
  7.  Заключения врачей: психиатр (государственный), невролог, офтальмолог, отоларинголог; других профильных специалистов (ортопед, хирург, сурдолог, эндокринолог и др. — при наличии заболеваний) заверенные в установленном порядке.
  8. Справка учреждения медико-социальной экспертизы об инвалидности для лиц, признанных в установленном порядке инвалидами.*
  9. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА) – копия*
  10. Характеристики, выданные образовательной организацией (для воспитанников или обучающихся образовательных организаций): педагогическая, логопедическая, психологическая, дефектологическая**
  11. Личное дело ребенка из образовательного учреждения (копия).**
  12. Аттестат о среднем образовании/аттестат об общем образовании для лиц, претендующих на получение профессионального образования (копия)
  13. Свидетельство об окончании образовательной организации для лиц, претендующих на получение профессионального обучения (копия).
  14. Ведомость текущих оценок обучающегося по четвертям/триместрам**
  15. Письменные работы (для школьников), результаты самостоятельной продуктивной деятельности (для дошкольников).**
  16. Заключение врачебной комиссии амбулаторно-поликлинического учреждения о необходимости обучения на дому в текущем учебном году.*
  17. Лист контроля динамики организованной деятельности ребенка в течение диагностического периода.**
  18. Справка врачебной комиссии (ВК) для лиц, претендующих на прохождение ГИА с созданием специальных условий.
  19. Копия медицинского заключения с рекомендациями об обучении на дому
  20. Копия приказа о переводе на обучение на дому
    _______________________________________________________________
    Документы, помеченные:
    * предоставляются при их наличии.
    ** предоставляются на детей, находившихся в образовательной организации

Обследование детей и подростков на ЦПМПК осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) или при их письменном согласии (доверенности) о предоставлении иным лицам полномочий на обследование их детей и подростков, а также по инициативе органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательными учреждениями, уполномоченными органами здравоохранения, социальной защиты населения, с согласия родителей.

2. В каком случае ПМПК присваивает детям статус ОВЗ?

Цель ПМПК — своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) и подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.

3. Может ли ПМПК рекомендовать обучение на дому?

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) к компетенции ПМПК относится определение специальных условий для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Согласно действующему законодательству ПМПК не вправе рекомендовать обучение на дому. Эта функция закреплена за учреждениями системы здравоохранения.

4. Что включают в себя специальные условия обучения?

Согласно ст.79 п.3 Федерального закона № 273 от 29 декабря 2012 г.  под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

5. В каких случаях консилиум направляет ребёнка на ПМПК?

Психолого-медико-педагогический консилиум направляет на ПМПК если ребёнок:

  1. имеет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) нарушения поведения (ст. 79 п.5 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»), препятствующие получению образования без создания специальных условий;
  2. испытывает трудности в освоении программы при переходе на следующую ступень обучения (ст. 58, п. 9 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»);
  3. находится на индивидуальном обучении (имеет постановление врачебной комиссии с указанием срока действия).

6. Мой сын по окончании 1 класса получил рекомендации ПМПК об обучении в начальной школе 7 типа. Мест в школе не было, для обучения на дому я не захотел уходить с работы, поэтому с 2 класса сын обучается в частных школах по общеобразовательной программе. Сейчас он в 9 классе. До прошлого года успевал по всем предметам, кроме переводного экзамена по математике, который пересдавал летом. После этого директор школы предупредила, что мы в группе риска по сдаче ОГЭ, ссылаясь в том числе на рекомендации школьного психолога, и дважды советовала направить на ПМПК для сдачи экзамена в форме ГВЭ.
В сентябре, когда подписывался договор об образовательных услугах, я рассчитывал на то, что мой сын будет подготовлен к сдаче ОГЭ. Конечно, содержание предметов усложняется, но почему я дома могу объяснить, а учитель в школе нет? Неужели все дело в невнимательности и отсутствии активности на уроках? Мой сын способен учиться, у него прекрасная память и добросовестное отношение к учебе, и мы не требовали создания специальных условий для обучения, надеясь на то, что учитель в состоянии дать знания всем 7-8 ученикам в классе, а не только самым способным.
Возможен ли для нас такой вариант со сдачей ОГЭ в облегченной форме или просто школа снимает таким образом с себя ответственность за качество обучения? И вообще имеет ли право ли школа направлять учеников на ПМПК в связи с возможностью получения неудовлетворительной оценки на экзамене?
Спасибо за внимание к моему вопросу.

 Уважаемый Владимир!

В соответствии с Приказом Минпросвещения России, Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. №189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» ч. II. Формы проведения ГИА и участники ГИА

ГИА проводится:

а) в форме основного государственного экзамена (далее — ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой̆ комплексы заданий стандартизированной̆ формы (далее — КИМ), — для обучающихся образовательных организаций, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, лиц, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения (далее — загранучреждения), а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА;

б) в форме государственного выпускного экзамена (далее — ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов — для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся — детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования (далее — обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся — дети-инвалиды и инвалиды);

В соответствии с частью 16 статьи 2 ФЗ-273 к лицам с ОВЗ относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. При этом согласно части 1 статьи 79 ФЗ-273 содержание образования и условия организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Таким образом, если Ваш ребенок не обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе, а усваивает основную образовательную программу без создания специальных условий, то и итоговую аттестацию сдает на общих основаниях.

 

Вы можете задать свой вопрос, заполнив форму ниже