1. Какие документы нужны для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии?
Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предоставляют на ПМПК следующие документы:
- Свидетельство о рождении/паспорт ребенка (копия)
- Паспорт родителя/законного представителя (копия)
- Направление образовательной (или иной) организации, в которой обучается (воспитывается) ребёнок.*
- Заключение психолого-медико-педагогического консилиума.**
- Ранее выданные заключения и рекомендации ПМПК или ЦПМПК (при повторном обследовании).*
- Подробная выписка из истории развития ребенка.
- Заключения врачей: психиатр (государственный), невролог, офтальмолог, отоларинголог; других профильных специалистов (ортопед, хирург, сурдолог, эндокринолог и др. — при наличии заболеваний) заверенные в установленном порядке.
- Справка учреждения медико-социальной экспертизы об инвалидности для лиц, признанных в установленном порядке инвалидами.*
- Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА) – копия*
- Характеристики, выданные образовательной организацией (для воспитанников или обучающихся образовательных организаций): педагогическая, логопедическая, психологическая, дефектологическая**
- Личное дело ребенка из образовательного учреждения (копия).**
- Аттестат о среднем образовании/аттестат об общем образовании для лиц, претендующих на получение профессионального образования (копия)
- Свидетельство об окончании образовательной организации для лиц, претендующих на получение профессионального обучения (копия).
- Ведомость текущих оценок обучающегося по четвертям/триместрам**
- Письменные работы (для школьников), результаты самостоятельной продуктивной деятельности (для дошкольников).**
- Заключение врачебной комиссии амбулаторно-поликлинического учреждения о необходимости обучения на дому в текущем учебном году.*
- Лист контроля динамики организованной деятельности ребенка в течение диагностического периода.**
- Справка врачебной комиссии (ВК) для лиц, претендующих на прохождение ГИА с созданием специальных условий.
- Копия медицинского заключения с рекомендациями об обучении на дому
- Копия приказа о переводе на обучение на дому
_______________________________________________________________
Документы, помеченные:
* предоставляются при их наличии.
** предоставляются на детей, находившихся в образовательной организации
Обследование детей и подростков на ЦПМПК осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) или при их письменном согласии (доверенности) о предоставлении иным лицам полномочий на обследование их детей и подростков, а также по инициативе органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательными учреждениями, уполномоченными органами здравоохранения, социальной защиты населения, с согласия родителей.
2. В каком случае ПМПК присваивает детям статус ОВЗ?
Цель ПМПК — своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) и подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.
3. Может ли ПМПК рекомендовать обучение на дому?
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) к компетенции ПМПК относится определение специальных условий для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Согласно действующему законодательству ПМПК не вправе рекомендовать обучение на дому. Эта функция закреплена за учреждениями системы здравоохранения.
4. Что включают в себя специальные условия обучения?
Согласно ст.79 п.3 Федерального закона № 273 от 29 декабря 2012 г. под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
5. В каких случаях консилиум направляет ребёнка на ПМПК?
Психолого-медико-педагогический консилиум направляет на ПМПК если ребёнок:
- имеет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) нарушения поведения (ст. 79 п.5 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»), препятствующие получению образования без создания специальных условий;
- испытывает трудности в освоении программы при переходе на следующую ступень обучения (ст. 58, п. 9 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»);
- находится на индивидуальном обучении (имеет постановление врачебной комиссии с указанием срока действия).
6. Мой сын по окончании 1 класса получил рекомендации ПМПК об обучении в начальной школе 7 типа. Мест в школе не было, для обучения на дому я не захотел уходить с работы, поэтому с 2 класса сын обучается в частных школах по общеобразовательной программе. Сейчас он в 9 классе. До прошлого года успевал по всем предметам, кроме переводного экзамена по математике, который пересдавал летом. После этого директор школы предупредила, что мы в группе риска по сдаче ОГЭ, ссылаясь в том числе на рекомендации школьного психолога, и дважды советовала направить на ПМПК для сдачи экзамена в форме ГВЭ.
В сентябре, когда подписывался договор об образовательных услугах, я рассчитывал на то, что мой сын будет подготовлен к сдаче ОГЭ. Конечно, содержание предметов усложняется, но почему я дома могу объяснить, а учитель в школе нет? Неужели все дело в невнимательности и отсутствии активности на уроках? Мой сын способен учиться, у него прекрасная память и добросовестное отношение к учебе, и мы не требовали создания специальных условий для обучения, надеясь на то, что учитель в состоянии дать знания всем 7-8 ученикам в классе, а не только самым способным.
Возможен ли для нас такой вариант со сдачей ОГЭ в облегченной форме или просто школа снимает таким образом с себя ответственность за качество обучения? И вообще имеет ли право ли школа направлять учеников на ПМПК в связи с возможностью получения неудовлетворительной оценки на экзамене?
Спасибо за внимание к моему вопросу.
Уважаемый Владимир!
В соответствии с Приказом Минпросвещения России, Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. №189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» ч. II. Формы проведения ГИА и участники ГИА
ГИА проводится:
а) в форме основного государственного экзамена (далее — ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой̆ комплексы заданий стандартизированной̆ формы (далее — КИМ), — для обучающихся образовательных организаций, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, лиц, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения (далее — загранучреждения), а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА;
б) в форме государственного выпускного экзамена (далее — ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов — для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся — детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования (далее — обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся — дети-инвалиды и инвалиды);
В соответствии с частью 16 статьи 2 ФЗ-273 к лицам с ОВЗ относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. При этом согласно части 1 статьи 79 ФЗ-273 содержание образования и условия организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Таким образом, если Ваш ребенок не обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе, а усваивает основную образовательную программу без создания специальных условий, то и итоговую аттестацию сдает на общих основаниях.